Дата начала: 12 сентября 2025

Программа повышения профессиональной квалификации «Медиация. Базовый курс» направлена на получение слушателями знаний, умений и навыков в сфере разрешения конфликтных ситуаций путем применения медиации для урегулирования правовых споров. Курс направлен на развитие у обучающихся компетентностей, необходимых для подготовки, организации и проведения примирительной процедуры в виде медиации.

Программа реализуется Научно-образовательным центром правовых технологий и примирительных процедур (медиации) УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева (Центр медиации УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева). Центр является одним из ведущих российских центров подготовки медиаторов; первым центром, где с 2009 года обучают в основном юристов. В Центре прошли обучение более 1 500 слушателей из более чем 40 регионов страны. Среди них представители самых различных специальностей: государственные служащие, судьи федеральных судов, мировые судьи, работники аппаратов судов, корпоративные и частнопрактикующие юристы, нотариусы, помощники нотариусов, адвокаты, арбитражные управляющие, психологи, преподаватели и студенты вузов и др.

Преподавателями являются профессиональные медиаторы, имеющие успешный опыт проведения медиации, ученые – юристы, преподаватели УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева.

К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее образование, а также лица, получающие высшее образование. Численность группы может варьироваться от 9 до 27 человек. 



 Старт курса: 10.11.2025

 Завершение курса: 15.11.2025

 Стоимость обучения: 60.000 ₽ *

 Формат обучения: очный

 График обучения: по расписанию

 Документ: удостоверение о повышении квалификации

*При оплате обучения за месяц до начала обучения предоставляется скидка 10%.

Курс «Медиация. Базовый курс» включает следующие темы:


Программа курса ↓
Тема Количество часов Краткое содержание
Раздел I. Техники медиации 25  
Тема 1. Медиация как форма урегулирования конфликтов и способ разрешения правовых споров 2,5 Понятие и правовые основы медиации. Медиация и иные способы примирительного разрешения споров. Основные отличия медиации от других способов урегулирования и разрешения конфликта. Перспективы медиации в юридических практиках. Принципы медиации: понятие, общая характеристика. Медиация как технология: общая характеристика.
Тема 2. Техники коммуникации 9,5 Основные представления о коммуникации. Структура коммуникации. Коммуникация как целевой, специально организованный процесс информационного взаимодействия. Эмоциональные компетентности в коммуникации: установление контакта, правила вербального и невербального поведения в коммуникации, техники слушания, преодоление негативных установок. Рациональные основания коммуникации. Организация и техники понимания. Условия эффективности коммуникации, способы преодоления разрывов в коммуникации. Структура спрашивания. Вопросы: понятие, функции, виды и техники постановки. Правила ответов на вопросы.
Тема 3. Конфликт: техники анализа 6 Понятие и структура конфликта. Стадии конфликта, анализ перспектив развития конфликта. Техники анализа восприятия и действий участников, выявления оснований, контекстных характеристик, сценариев и последствий конфликта (конфликтное проектирование и конфликтное конструирование). Управление конфликтом. Аналитические компетентности в работе с конфликтом. Рациональный и эмоциональный аспекты конфликта. Техники рационализации конфликта. Оформление позиций, выявление интересов и конструктивных ресурсов участников конфликтных взаимодействий. Приемы организации позитивной кооперации – формирование отношений партнерства. Техники психологического контакта и регулирования эмоционального напряжения. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования. Контроль эмоциональных состояний участников конфликта.
Тема 4. Переговоры: техники подготовки и ведение 7 Понятие и структура переговоров. Основания и условия эффективности переговорного процесса. Контексты и «переговорная история» взаимодействия сторон. Определение интересов и целей стороны в переговорах, оформление переговорной позиции. Согласование интересов и целей сторон в переговорах: определение вариабельности переговорной позиции. Стратегии и тактики переговоров. Способы интеграции интересов сторон в переговорах. Организация переговорного процесса. Проектирование, подготовка и ведение переговоров. Техники и тактики управления переговорным процессом: конкуренция и кооперация в переговорном процессе. Проектирование постпереговорных отношений сторон. Требования к оформлению результатов переговоров.
Раздел II. Медиация как технология 39  
Тема 1. Стадии медиации 28 Медиация как процедура: понятие, стадии медиации. Субъектный состав медиации. Требования, предъявляемые к медиатору. Подготовка к проведению медиации как самостоятельная стадия медиации, ее цели и задачи. Действия, совершаемые на стадии подготовки к медиации. Определение медиабельности случая. Соглашение о проведении медиации: содержание соглашения, предъявляемые требования. Проведение процедуры медиации как самостоятельная стадия медиации, ее цели, задачи. Этапы процедуры медиации. Вступительное слово медиатора: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Презентация позиций сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Определение тем (вопросов) для переговоров: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Индивидуальная работа со сторонами: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Заключение медиативного соглашения: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Требования, предъявляемые к медиативному соглашению. Завершение медиации как самостоятельная стадия медиации: понятие, цели, задачи. Основания завершения медиации.
Тема 2. Интеграция процедуры медиации и ее результатов в гражданско-правовой оборот 11 Исполнение медиативного соглашения. Процессуальные вопросы применения примирительных процедур: оформление и порядок передачи дела на медиацию и оформление результатов медиации в цивилистическом процессе.
Итоговая аттестация 6 Проведение процедуры медиации по конкретной фабуле.

 Материалы курса включают видеолекции, презентации, тексты, учебные задания.
 Возможен набор группы и обучение на базе вашей организации (группы от 9 чел.).
 Длительность курса: 6 дней, 70 часов.


Результаты обучения.

Слушатели, освоившие образовательную программу «Медиация. Базовый курс» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации, на основании которого они вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе.